Концепция экспозиции музея

Концепция экспозиции
школьного музея «Зал Боевой Славы» МБОУ «Обливская СОШ №2»

Срок реализации Концепции: сентябрь 2019 года – декабрь 2024 года

Концепция экспозиции школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея МБОУ «Обливская СОШ №2», задает основные направления развития, способы и механизмы изменений, адресована сообществу школьного музея, включающему работников МБОУ «Обливская СОШ №2», учащихся, их родителей (законных представителей), общественные и ветеранские организации, принимающие участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе.

Школьные музеи наряду с государственными музеями являются хранителями бесценного историко-культурного наследия. Они давно стали важным звеном педагогического процесса. Школьный музей является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, созданным для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

1. Краткая характеристика музея «Зал Боевой Славы»

Школьный музей «Зал Боевой Славы» является структурным подразделением Центра военно-патриотической подготовки «Патриот» молодежи Обливского района, действующего на базе МБОУ «Обливская СОШ №2».

Профиль музея «Зал Боевой Славы» МБОУ «Обливская СОШ №2» –  военно-исторический.

Школьный военно – исторический музей «Зал Боевой Славы» МБОУ «Обливская СОШ №2» был открыт 4 мая 2012 года. Открытие музея было приурочено к празднованию 67-ой годовщины со Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Музей стал результатом коллективного проекта и был создан по инициативе учащихся школы при поддержке администрации школы и коллектива учителей, родителей, в тесном сотрудничестве с Советом Ветеранов Обливского района, с Обливским краеведческим музеем, с редакцией районной общественно-политической газеты «Авангард», центральной районной библиотекой, с сельской библиотекой х. Лобачевский Обливского района и жителями станицы Обливской.

В годы Великой Отечественной войны Обливский район находился в границах Сталинградской битвы. Разделы экспозиции музея посвящены Сталинградской битве, событиям военной истории Ростовской области и Обливского района, воинским подразделениям 5-й танковой армии, освобождавшим станицу, подвигу воинов-освободителей станицы Обливской, землякам – участникам Великой Отечественной войны, трудовым подвигам тружеников тыла и детям войны.

В 2015 году Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения была изучена работа школьного музея МБОУ «Обливская СОШ №2» (проведена паспортизация) и выдано соответствующее Свидетельство №17730 (протокол от 17 марта 2015 года № 153), подтверждающее статус школьного музея как Зала Боевой Славы.

10 сентября 2019 года в связи с подготовкой к празднованию 75-летия Великой Победы на базе школьного музея был создан следопытский отряд «Поиск» из числа учащихся 7 – 11 классов. В состав отряда вошли участники юнармейского движения школы.

Функции музея «Зал Боевой Славы»:

  1. Школьный музей предназначен для сбора, хранения и экспозиции письменных, вещественных, исторических источников о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла и детях войны Обливского района, об участниках локальных конфликтов.
  2. Школьный музей способствует организации детского самоуправления через актив музея, выработке активной жизненной и гражданской позиции.
  3. Школьный музей является центром гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, а также культурно-исторической, краеведческой и туристической работы школы и района.

Экспозиционная площадь музея – 48 м2, площадь помещения для хранения фондов – 15 м2. Искусственное освещение осуществляется посредством потолочных светодиодных светильников. Экспозиционный зал оснащен мультимедийным и музейно-выставочным оборудованием: стендами, шкафами, столами-витринами.

Основой музейной коллекции являются фотографии, личные вещи, письма с фронта участников Великой Отечественной войны, военные билеты, наградные документы, удостоверения к медалям, а также военно – исторические артефакты с мест боёв на территории Обливского района. Экспонаты собраны школьниками, их родителями, педагогами, местными жителями и переданы в дар музею. Экспонаты школьного музея пополняются и за счет исследовательских работ, учащихся школы, видеофильмов, компьютерных презентаций и др. На сегодняшний день основной фонд школьного музея насчитывает 56 музейных предметов, научно – вспомогательный фонд – 362 музейных предмета.

Таким образом, школьный музей – открытая система, имеющая трехуровневое строение. Первый уровень – это собственно музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе; второй уровень – интеграция музея в учебно-воспитательный процесс; третий уровень – связь музея с местным сообществом.

Музей обладает достаточным для реализации своих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставочным пространством, на базе которых он главным образом и осуществляет свою деятельность.

2. Цели и задачи создания и использования экспозиции школьного музея «Зал Боевой Славы»

Цель:
сохранение исторической памяти, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание и социализация обучающихся средствами школьного музея.

Задачи:

  • развитие интереса к истории Великой Отечественной войны через краеведческую деятельность;
  • сохранение и увековечивание памяти земляков – участников Великой Отечественной войны, локальных конфликтов и боевых действий в мирное время;
  • организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность, экспозиционно-выставочную и просветительскую работу, информационную деятельность;
  • развитие социальной активности в процессе сбора, изучения и хранения музейных предметов и музейных коллекций;
  • организация экскурсионно-массовой работы.

3. Разделы экспозиции школьного музея

Согласно концепции, будущая экспозиция имеет следующие разделы:

1)      Раздел экспозиции «Сталинградская битва».
В данном разделе представлена информация о командующих фронтами, о периодах, роли и значении Сталинградской битвы, приведены цифры и факты этого величайшего сражения, а также информация о земляках – участниках Сталинградской битвы.

2)      Раздел экспозиции «Они сражались за Родину».
Раздел знакомит с именами жителей станицы Обливской, принимавших участие в битве за Москву, в битве на Курской дуге, в Сталинградской битве, в освобождении Киева, Одессы, Смоленска, в прорыве и снятии блокады Ленинграда.

3)      Раздел экспозиции «Донской край в годы войны».
В данном разделе представлена хроника событий истории Ростовской области в 1941-1945 годах, информация о героических сражениях на Миус-фронте, о Тацинском танковом рейде, о подвигах героев Красновки, героев 112-й кавалерийской дивизии, о подвигах партизан и тружеников тыла Ростовской области.

4)      Раздел экспозиции «Война в истории станицы».
В разделе представлена информация из истории станицы Обливской в годы войны: о периоде оккупации и воинских соединениях, освобождавших станицу от фашистских захватчиков. Диорама «Бой за Обливскую» воссоздает картину боя за станицу.

5)      Раздел экспозиции «Герои с золотыми звездами».
Раздел экспозиции знакомит с биографиями и боевыми подвигами земляков, удостоенных звания «Герой Советского Союза» –  Синькова С.М., Луценко П.С., Зарубина И.М., Ороховатского Е.С., Воликова С.А., Горбункова Г.Ф.

6)      Раздел экспозиции «Наш бессмертный полк».
В разделе экспозиции представлены 40 фотопортретов участников Великой Отечественной войны из семейных архивов учащихся, педагогов школы, местных жителей. Работа по пополнению раздела продолжается.

7)      Раздел экспозиции «Улицы воинов освободителей».
Раздел экспозиции рассказывает о подвигах воинов – освободителей при освобождении нашей станицы от немецко – фашистских захватчиков в декабре 1942 года, имена которых увековечены в названиях улиц станицы Обливской.

8)      Раздел экспозиции «Война и судьбы людей».
В разделе экспозиции представлены воспоминания воспитанника 10 ОБ ВНОС Орлова А.Д., боевой путь которого прошел от Сталинграда до Польши, о трудовом подвиге тружеников тыла, рассказы детей войны.

9)      Раздел «Учителя школы – участники Великой Отечественной войны».
Эта часть экспозиции рассказывает об учителях школы – Шмелеве В.В и Мельникове Г.Г., которые приняли участие в боях на фронтах Великой Отечественной войны.  Особое внимание отводится творчеству Мельникова Г.Г., автора памятника «Невернувшимся обливчанам» в станице Обливской.

10)    Раздел экспозиции «Личные вещи и документы участников Великой Отечественной войны».
В разделе представлены подлинные документы времен Великой Отечественной войны, личные вещи участников войны.

11)    Раздел экспозиция «Находки времен войны».
В разделе экспозиции представлены военно – исторические артефакты; элементы боевого вооружения, предметы быта и экипировки советских и немецких солдат с мест боёв на территории Обливского района.

12)    Экспозиция «Фронтовой медсанбат».
Экспозиция представляет картину палаточного медицинского санитарного батальона периода Великой Отечественной войны для оказания медицинской помощи легкораненым. На столе установлены медицинские биксы с перевязочным материалом и лотки с медицинскими инструментами. В палатке можно увидеть манекен женской фигуры в военно-медицинской форме, санитарную сумку, чемодан и ящики с медикаментами. Здесь же расположены ручной умывальник, таз, фонарь «Летучая мышь», складная деревянная ширма с простынями и носилки.

13) Экспозиция «Помним! Гордимся! Чтим!».
Раздел экспозиции включает стенд с копиями документов с информацией из донесения о безвозвратных потерях, из журналов боевых действий 203 стрелковой дивизии, в которой служил наш земляк Чернышков И.Д., с копиями карты Донбасской наступательной операция войск Юго – Западного и Южного фронтов и схемы обороны 203 стрелковой дивизии на 28.07.1943 года. На стенде также представлена фотография места захоронения Чернышкова И.Д. – это братская могила воинов в селе Богородичное Славянского района Донецкой области Украины, а также фотография одной из мемориальных плит, на которой значится имя сержанта Чернышкова Ивана Дмитриевича.
Особое место в разделе экспозиции занимает витрина с фотографией Чернышкова И.Д. и подлинными документами – письмами с фронта, которые писал Чернышков И.Д. своей семье, переданные в дар музею его родственниками.

4. Проект развития музейной экспозиции

Современные школьники хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, терминологией, средствами виртуальной коммуникации.

Цель проекта – сделать музей образовательного учреждения действенным средством расширения образовательного кругозора и специализированных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно-полезной деятельности. А это значит, что необходимо использовать новые технологии работы. К таким технологиям работы можно отнести информационные технологии.

Задачи:

  1. Повышение организационного и научно-методического уровня музейного дела на основе внедрения современных информационных технологий;
  2. Формирование навыков поисково-собирательной работы, навыков краеведческой и музейной деятельности на основе использования информационно-коммуникационных технологий;
  3. Формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большим объемом информации;
  4. Формирование навыков коммуникации в реализации регионального компонента образовательных стандартов через конкретизацию и расширение знаний и представлений учащихся, почерпнутых в процессе сбора и обмена информацией о родном крае средствами информационно-коммуникационных технологий;
  5. Развитие коммуникативных компетенций и творческих способностей детей в процессе формирования интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины.

Информационная база проекта Концепции включает в себя следующие механизмы и ресурсы реализации:

  1. электронные база данных фондов музея;
  2. коллекции аудио- и видео записей;
  3. коллекции фотографий;
  4. электронные экспозиции, выставки;
  5. коллекция презентаций по материалам музея;
  6. сайт музея (виртуальный музей).

Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при которой учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний смогут удовлетворять потребность в самостоятельном «написании» истории, а в контексте нашего проекта становятся непосредственными участниками музейной среды.

Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Для наших учащихся это «включение» происходит в начале обучения на ступени начального образования, когда поступившие в школу дети совершают первую экскурсию по школе и приходят в школьный музей. Для многих детей – это первый в жизни музей.

Музей и образование в равной мере отражают и испытывают на себе переходный характер современной культуры с интеграцией компьютерно-медийных средств в систему музейных ценностей, что делает доступным содержание историко-культурологического наследия.

Неоспоримо огромную роль играет в этой связи виртуальный музей.

Создание сайта музея школы позволяет:

  1. сделать доступным просмотр всех экспонатов с их описанием;
  2. использовать сайт на уроке или занятиях в кружках дополнительного образования для пошагового выполнения заданий и формирования новых навыков;
  3. социализировать учащихся, стимулировать их познавательную активность, а также повышать эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.

5. Развитие пространства музея

В целях создания среды обитания и познания для ребенка, разработан план развития пространства музея.

1. Создание банка фотографий.
Ведется создание банка фотографий по каждому экспонату музея с размещением на сайте, а также в целях наполнения виртуального музея.
Музейное помещение не всегда может вместить все выставочные образцы, и наличие виртуальных копий позволит продемонстрировать большее количество экспонатов. Данный этап позволит посетителям (в том числе посетителям с ограниченными возможностями) посмотреть экспонат без непосредственного посещения нашего музея.

2. Создание QR-кодов для экспонатов.
В ограниченном пространстве довольно проблематично дать полное описание предмета. Трудно найти место для размещения печатных материалов с информацией об экспонате.
Использование QR-кодов позволит решить эту проблему. Подобный метод часто используется в музеях России и за ее пределами. К каждому экспонату и витрине добавляется QR-код с целью, чтобы посетители музея могли с легкостью получить подробную информацию о нем на сайте, прочитав код со своего смартфона.
Размещение QR-кодов позволит посетителям получить больше информации об интересующем предмете, способствует познавательной деятельности, а сам механизм работы с кодами развивает ИКТ-компетентность.

3. Виртуальная экскурсия для детей с ОВЗ, других посетителей.
Не каждому ребенку удобно посещать наш музей. Мы заботимся и о посетителях с особыми образовательными потребностями. Виртуальный тур предлагает посетителю прогуляться по музею и посетить экскурсию, не выходя из дома. Можно ознакомиться с экспонатами и почитать их описание.  

4. Дополнительное оборудование помещения.
Для погружения в атмосферу тематики музея планируется дополнить раздел экспозиции «Фронтовой медсанбат» аудиосистемой. Это позволит вывести интерактивность на новый уровень. Можно добавлять к экскурсии необходимые звуки для создания ощущения событий Великой Отечественной войны (звуки бомбежки, голос диктора Левитана, звуки песен военных лет и др.). Погружение в атмосферу позволяет с большей степенью ощутить эмоции и переживания тех событий.

Необходимые ресурсы для реализации Концепции экспозиции:

  1. Аудиосистема.
  2. Персональный компьютер (или несколько).

В более отдаленной перспективе программа развития музейного пространства предполагает для своей реализации использование интерактивного стола.

Интерактивный стол – это определенный комплекс оборудования, сочетающий в себе проектор, который светит на поверхность стола с установленными датчиками, определяющими положение рук. Данный тип компьютера с сенсорным экраном дает очень широкие возможности интерактивной связи с посетителями музея

6. Результаты реализации проекта Концепции экспозиции

Результаты реализации проектаСроки
Оцифровка экспонатов основного и научно-вспомогательного фондов музея2019-2024 г.
Создание буклетов с описанием туристского маршрута «Дорогами Великой Победы» по местам боевой славы Обливского района на русском, английском и немецком языках.2020
Формирование разделов экспозиции «Герои с золотыми звездами», «Улицы воинов – освободителей», «Наш бессмертный полк», «Война в истории станицы», «Война и судьбы людей», «Учителя школы – участники Великой Отечественной войны».2020
Разработка виртуальных экскурсий «Путь юного солдата», «Имена воинов-освободителей в названиях улиц станицы Обливской», «История старой пластинки».2020-2022
Разработка онлайн игр для интерактивной зоны музея с использованием онлайн-сервисов LearningApps и Genially.2022
Подготовка  видеоматериалов о реализованных проектах и об участии в конкурсах2020-2024
Представление информации о разделах экспозиции школьного музея на портале школьных музеев Российской Федерации.2021
Создание электронной картотеки  на подлинные экспонаты с указанием легенды экспонатаСентябрь 2022 – март 2024 г.
Генерирование QR – кодов для подлинных экспонатов и размещение их в экспозиции музеяСентябрь 2022 – март 2023 г.
Разработка на основе материалов школьного музея  онлайн игры «Дорогами Великой Победы» для закрепления знаний, полученных  в ходе экскурсии по туристическому маршруту по местам боевой славы Обливского районаОктябрь 2022 г.
Разработка на основе материалов школьного музея  онлайн игры «Имена воинов-освободителей в названиях улиц станицы Обливской» для закрепления знаний, полученных  в ходе  одноименной виртуальной экскурсииНоябрь 2022 г.
Разработка и реализация проекта «Создание онлайн игр для интерактивной зоны школьного музея»В течение 2024 г.
Пополнение материалов по оцифровке фондов музея  в разделах «Экспонаты» и «Медиафонд» на сайте школьного музея «Зал Боевой Славы»  http://museum.com.ru/В течение 2022-2024 г.

Школьный военно-исторический музей «Зал Боевой Славы» является важнейшей составляющей развивающей образовательной среды МБОУ «Обливская СОШ №2», в которой пересекаются интересы всех участников педагогического процесса: школьников, их родителей и педагогов, где возможно решение многих образовательных, социальных и профессионально-педагогических проблем.

Реализация Концепции позволит достичь эффективности деятельности школы, отраженных в индикаторах:

1. Образовательной результативности – степени успешности функционирования педагогической системы школы в достижении цели создания развивающей образовательной среды музея как средства формирования личности социально активного россиянина, выраженной результатами педагогической деятельности, отраженной в критериях и показателях на уровне музея, обучающихся, педагогов и школы.
Критерии образовательной результативности:

  • на уровне музея: динамика увеличения фондов, количество образовательных мероприятий; количество работ, представленных на краеведческих конференциях, конкурсах; количество посетивших музей;
  • на уровне обучающихся: количество школьников, вовлеченных в деятельность музея; количество школьников, вовлеченных в краеведческую исследовательскую деятельность; качество знаний, сформированность предметных, межпредметных и ключевых компетенций;
  • на уровне педагогов: мотивация на участие в деятельности музея, обогащение опытом практической деятельности по музейной педагогике; участие в научно-исследовательской работе; степень удовлетворенности участием в музейной деятельности;
  • на уровне школы: количество школьников-участников краеведческих конкурсов, конференций, олимпиад; количество педагогов, включенных в деятельность музея; владение педагогами методиками организации поисково-исследовательской работы; количество проведенных в музее образовательных мероприятий.

2. Социально-педагогической результативности – степени успешности функционирования военно-исторического музея в достижении социальной значимости деятельности школы, отраженной в критериях и показателях на уровнях родителей и школы.
Критерии социально-педагогической результативности:

  • на уровне родителей: приобретение психолого-педагогических знаний о своем ребенке, улучшение взаимоотношений с ним, мотивация на участие в разнообразных формах общего и дополнительного образования школы;
  • на уровне школы: престиж школы в среде родителей, количество школьников и родителей, вовлеченных в деятельность музея; количество выпускников, поступивших в профильные вузы; количество проведенных на базе музея районных мероприятий.